Статья
There are no translations available.

Опубликовано на сайте kartagoroda.info.

Выставка Григория Семенова «Аллюзии» в галерее МАрт. Аллюзии – основа искусства второй половины XX века, говорящая о:
1) кризисе искусства (но эта тема уже всем приелась)
2) цикличности искусства (и вечности постмодернизма «Здравствуйте, господин Гоген» П. Гоген, «Завтрак на траве» Э. Мане, «Жизнь и мнения Тристама Шенди, джентельмена» Л. Стерн)
3) единой сути вещей, примеряющей различные наряды, но остающейся не сменной (9 архетипов, 6 сюжетов и пр.)
4) попытке осмыслить открытия первой половины XX столетия, созданные в болезненной горячке, скачками по вершинам, без разработки деталей и нюансов, а ведь искусство строится на «чуть-чуть».
Итак, мне представляется, что в XX веке великими первопроходцами была отворена дверь, за которой обнаружились такие пространства и глубина, что в новом свете недавние титаны обернулись карликами, Космические идеи уместились в банке от Cambell’s. Искусство попятилось назад, но уносимое вихрем от сквозняка (закрыть дверь никому уже было не под силу) собрало картину мира по-иному, переосмыслив многое, что-то вычеркнув, а что-то наделив новым смыслом.
На выставке Г. Семенова мы наблюдаем именно такой диалог искусства внутри себя. Встречают зрителя остро политические плакаты на тему недавних «выборов». Но поскольку, художник взял за основу плакаты Кукрыниксов, работу Босха «Шарлатан», то актуальность плакатов соприкасается с вечными идеями и сюжетами, где меняются только персонажи. Но, в то же время, недавние события показались менее значительными (в перекличке с Второй мировой войной или результатами суеверий 15 века), возможно поэтому на плакате Кукрыниксов Семенов не осовременивал персонажей, а только текст.
Основная часть экспозиции – живопись, с классическим рисунком и прорисовкой фигур, романтическим пейзажем. В работах часто встречается имитирование графических набросков («Сон Леонардо», «Охотники»), демонстрирующих главным образом анатомические штудии, с барочным характером (напряжение, страсть). Стоит отметить работу «Пробуждение Афродиты от появления и исчезновения подушечного Ангела», в которой аллюзии выражены наиболее отчетливо. Тема сна и название работы отсылает нас к С.Дали, но эта цитата является поверхностной. В самом изображении кроются более глубинные и неоднозначные аллюзии. Дублирование подушки отсылает зрителя к тиражности поп-арта, при этом ее превращение в силуэт Ангела – к символистам, характер изображения напоминает рисунки Врубеля, созданные в лечебнице. На первом плане мы видим салонных, сладеньких Афродиту и Амура (но на радость глазу они занимают самое незначительное место), будто бы созданных рукой плохого копииста с полотен рококо. Центральное место занимает женская фигура, томящаяся во сне, наполненная грацией и эротичностью работ Фюсли, страстью к красоте, свойственной символистам. Центральный мотив решен монохромно, в глубоких синих тонах, контрастирует с нарочито ярким первым планом, трудно различаемая ворочающаяся во сне фигура с четко очерченным силуэтом Афродиты.
Работа «Терминал» (как и соседствующая с ней «Метро» говорит о влиянии на художника Американского искусства), представляет, на мой взгляд, центр экспозиции. Если смотреть на работу вскользь, боковым зрением, то непременно возникает ощущение, что перед нами Библейский сюжет (бегство в Египет или Избиение младенцев). Композиция и постановка фигур на столько не современны, искусственны, что взгляд не готов увидеть сцену из сегодняшней жизни. «Терминал» несет в себе трагичность и красоту классических произведений «Джоконда» Л. да Винчи, «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеер Делфский. Художник не высказывается полностью, оставляя зрителя с загадкой, которая манит и терзает его. Здание аэропорта напоминает свод храма, залитого огнем и четыре хрупкие фигуры, будто случайно выхвачены взглядом художника, в то же время застыли во времени, исключенные из жизни и вошедшие в картину. Это четкое разделение на искусство и жизнь, чего практически не осталось в работах современных художников, выделяет «Терминал» из всей выставки.
Работы Григория Семенова дают нам возможность еще раз осмыслить историю искусства, вступить с нею в диалог с позиции сегодняшнего дня, не разрушая при этом характера и своеобразия искусства прошедших столетий.

Антропова

 
 

© "MArt" modern art gallery, 2006-2009