Статья
There are no translations available.

Саша Иорданов. "Graffiti. The Sides. Граффити под присмотром"
см. в журнале "Афиша"

4 мая 2007.

Музеефикацией не-искусства — то есть искусства немузейного, неформального, неформатного, улично-подзаборного, как в нашем случае, — этим повсеместно занимался ХХ век и продолжает заниматься XXI, вняв бойсовскому «каждый — художник». В Петербурге и Москве фестивали граффитистов с некоторых пор не редкость, но галерея «Март» придумала особый проект — «Closed Air». Первая выставка прошла осенью, когда показывали не столько граффити, сколько то, во что оно трансформировалось, — стикеры, постеры, трафаретные рисунки. А теперь вот юные кураторы Кирилл Лялякин и Люба Сорокина обратились к первоистокам. Название «The Sides» подразумевает две стороны такого искусства, легальную (райтинг), которую на выставке представит команда DS Crew, и нелегальную (бомбинг), удел отчаянных парней из команды «158». Правда, говорят кураторы, понятие легального граффити, предполагающего создание рисунков в строго отведенных для этого местах, для Петербурга больше миф, чем реальность, — кроме единственной площадки в Автово, таких мест нет. Поэтому легальное от нелегального отличается количеством времени, которое можно на рисунок потратить, прежде чем убегать от милиции: бомберам достаточно и сорока секунд, пока сторожа железнодорожных депо не опомнятся; райтеры спешки не любят, рисуют не торопясь, минут по двадцать, — и потому проводят время в основном на промышленных предприятиях вроде Кировского завода, где есть такие уголки, куда почти никто не заглядывает. Конечная цель, впрочем, у тех и других одна: полученную картинку нужно успеть сфотографировать, потому как велика вероятность больше никогда ее не увидеть.


Галерею поделят условно на две части, освободят от картин, предоставив стены в полное распоряжение командам, которые за день до вернисажа разрисуют их так, как им вздумается. Кроме того, представят фотографии былых успехов и видеорепортажи: изуродованные железнодорожные составы и вагоны метро, расписные бетонные заборы, жилые и промышленные здания и пр., а еще побеги от разъяренных жильцов и органов правопорядка. Если все случится, как задумано, к вернисажу подтянется чешская команда One Point — и в первый день выставки даст мастер-класс во дворе. К ней по идее должна подключиться и еще одна петербургская команда, Incubus Project, специализирующаяся на трафаретных рисунках (уже участвовавшая в осенней выставке и оформившая своими трафаретами вход в галерею). Кураторы обещают и новые проекты — вот например, пытаются найти пустующее здание, чтобы на время отдать его райтерам. Говорят: здания есть, но с разрешением на их временное использование — закавыка. Так что пока договариваются с жильцами об установке специальных щитов во дворе галереи — что тоже непросто.

Саша Иорданов, 4 мая 2007

 
 

© "MArt" modern art gallery, 2006-2009