Статья

Константин Агунович. "Искусство или дизайн"
см. в журнале "Афиша"

23 марта 2007.

Впервые после персональных авторских проектов галерея Ольги Лялякиной «Март» представляет кураторскую работу, выбор Лялякиной: «Искусство или дизайн». «Кошелек или жизнь» — в таком смысле это могла быть выставка про облом художнической карьеры об дизайн, частая история; дизайн постоянно приобретает какое-то число дизайнеров взамен хороших художников, и найти пострадавших нетрудно; иначе говоря, выставка про дизайн вместо искусства — хоть трагическая, хоть смехотворная — могла быть.

И с тем же названием это могла быть выставка про дизайн как искусство — про Филиппа Старка, условно говоря, или Марка Ньюсона какого-нибудь. И этого даже, скорее всего, хотелось бы — именно такую выставку после именно такого названия. Но где же взять с бухты-барахты Старка? Марка Ньюсона хотя бы?

Это могла быть выставка про дизайн как стратегию отношения вообще к искусству. Про то, что общего у хорошей музейной инсталляции и паленого «кураторского проекта». Про то, что искусство — это, конечно, искусство, но когда предъявляют претензии, чтобы искусство не портило стенд такой-то галереи на такой-то ярмарке, — это вопрос скорее дизайна. Как и кто пользуется стратегиями дизайна в строительстве Большого Современного Искусства? В создании больших выставочных фиговин, в развертывании карьер — и чтобы фиговины были не хуже и не меньше, чем у какого-либо предыдущего авторитета в жанре идейных фиговин.

Но где же достать такие, это ж сколько стоит. Куратор Лялякина не могла быть строга и выбирала искусство и дизайн безо всяких или: живопись, керамика, стекло, фотография, фотошоп, просто графика, чтобы только были все художники — керамист, театральный декоратор, арт-директор, микробиолог…

У театрального декоратора Николая Богомолова живопись всеми формами и содержаниями выказывает желание отдаться частному лицу: она и фактурная, она и хрупкая, она ведет себя как уделанная интеллигентная дамочка, валящаяся вам на руки (если проституция — дизайн сексуальных отношений, живопись Николая Богомолова — это просто дизайн). 

Дмитрий Титов делает нечто, что можно было бы назвать абстрактной картиной или ассамбляжем, а в итоге объектом — контрасты блестящих реечек, ассамблированных Титовым, и пустоты холста, выкрашенного в локальные цвета, прочитываются как реминисценции минималистского дизайна: берем Титова! Дмитрий Соколенко известен декоративнейшими вещами из фотографий грибков, микробов и плесени, увеличенных до размера эффектных фотополотен (ради чего? ради искусства? для красоты? для дизайна? берем Соколенко!), а из зернышек граната делает такое вообще — постыдился бы.

 
 

© "МАрт" галерея современного искусства, 2006-2014